Самбыр-оол Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ №38

Дополнительное образование в ДОУ

Отчет работы кружка «Почемучка»

за 2021-2022 учебный год 

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Основная идея кружка «Почемучка» отражается в высказывании древнекитайского философа и мыслителя Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Организация работы кружка.

- Кружок работает в вечернее время.

- Его посещают по желанию все дети группы.

- Продолжительность – 25-30 минут.

- Периодичность: 1 раз в неделю (пятница).

- Содержание занятий строится на основе перспективного плана.

В своей работе я опиралась на основные дидактические принципы: доступность, научность, систематичность, последовательность, наглядность.

Обращала внимание на стимуляцию речевой и познавательной активности детей; создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка; доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве; учёт особенностей детского экспериментирования.

Основные методы наглядно – действенный, практический.

Формы работыс детьмииндивидуальная, работа в группах; работа в парах;фронтальная.

Форма проведения занятий кружка занимательные игры – занятия с элементами экспериментирования; игры – путешествия, игры – соревнования.

Занятия строились на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».

Для успешной работы кружка «Почемучка» необходимы специальные условия:

- Уголок экспериментирования (измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги, ткани, других материалов, сосуды и т. д.), также методическое обеспечение: картотека опытов и наблюдений, перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности для детей, записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов), таблицы, картины, карточки – схемы, художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и поговорки), методическая литература по организации опытно – экспериментальной деятельности.

Необходимо правильно подобрать объекты для опыта в соответствии с целями и задачами эксперимента. Объекты опыта и выполняемые с ними действия должны быть безопасными для детей.

В результате:

- Повысился уровень задаваемых детьми вопросов.

- Воспитанники стали давать больше аргументированных ответов познавательного интереса.

- У детей повысился интерес к содержанию деятельности.

- Повысился уровень восприятия.

Добиться положительных результатов помогло тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Было проведено анкетирование родителей. Целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребёнка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско – родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чём-либо (в оборудовании лаборатории большое участие принимали родители, проведение опытов в домашних условиях). В течение года с родителями было проведено:

- Консультация на тему: «Развитие познавательных способностей через опытно – экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром».

- Тематическая беседа: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка».

- Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию».

- Анкетирование.

Так же проводилась работа с педагогами нашего детского сада:

- Выступление на педсовете на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования».

Вывод: «Я хочу знать», «Я хочу уметь», «Мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно – экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Почемучка» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

6fb66db44385c926d10377dff31e7b03.jpg

69b772bec5ed17ce36fc2a35483a4101.jpg

64fb7a602b68e2d3bdfd09ba469ba55e.jpg

80940050f44885e2b72a698dac3d3a57.jpg

79f10c3dd885bde56087ebc12512b8f9.jpg

33910e3366facf05f098fe19d28b1710.jpg4ddf2a04050b3d28f729ce12e2596870.jpg

0289f15f4a2552f74f67ed27abff6dc1.jpg

d53375b0b4db5093093d4a8c44e980d0.jpg

308560ba542a14f95b7a37699144732b.jpg

65e7630c71e735dc2f7e6a37b3de3d63.jpg

3f76c95440ad5e23e8f432d2f31a7a52.jpg

811ed90a9c4da8c5de313cb61508b082.jpg

55db7a99019036aeb1ef599cdb302c7c.jpg

15cd212705ba2da6e2cba67f230d791c.jpg

83de9ff5a2fc9378229587af25fac011.jpg

4feddc25978e9f1f290216f88b434d4a.jpg

e5ddfa6e1bc06631eaa94a32485bbfe0.jpg

6bdd3e4a63d6cd73ab7d88ffe1a22820.jpg

d5f11a2cb2df25d8a386c36730002a70.jpg

e4ce560a06cdfba125bb384c30fa0fba.jpg


32111538c08d336cb8b195bfd69e14f0.jpg


18 января 2023 в 07:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.