Самбыр-оол Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ №38
Дополнительное образование в ДОУОтчет работы кружка «Почемучка» за 2021-2022 учебный год С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников. Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развивать умственные способности. 4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Основная идея кружка «Почемучка» отражается в высказывании древнекитайского философа и мыслителя Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю». Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными. Организация работы кружка. - Кружок работает в вечернее время. - Его посещают по желанию все дети группы. - Продолжительность – 25-30 минут. - Периодичность: 1 раз в неделю (пятница). - Содержание занятий строится на основе перспективного плана. В своей работе я опиралась на основные дидактические принципы: доступность, научность, систематичность, последовательность, наглядность. Обращала внимание на стимуляцию речевой и познавательной активности детей; создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка; доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве; учёт особенностей детского экспериментирования. Основные методы наглядно – действенный, практический. Формы работыс детьмииндивидуальная, работа в группах; работа в парах;фронтальная. Форма проведения занятий кружка занимательные игры – занятия с элементами экспериментирования; игры – путешествия, игры – соревнования. Занятия строились на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?». Для успешной работы кружка «Почемучка» необходимы специальные условия: - Уголок экспериментирования (измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги, ткани, других материалов, сосуды и т. д.), также методическое обеспечение: картотека опытов и наблюдений, перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности для детей, записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов), таблицы, картины, карточки – схемы, художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и поговорки), методическая литература по организации опытно – экспериментальной деятельности. Необходимо правильно подобрать объекты для опыта в соответствии с целями и задачами эксперимента. Объекты опыта и выполняемые с ними действия должны быть безопасными для детей. В результате: - Повысился уровень задаваемых детьми вопросов. - Воспитанники стали давать больше аргументированных ответов познавательного интереса. - У детей повысился интерес к содержанию деятельности. - Повысился уровень восприятия. Добиться положительных результатов помогло тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Было проведено анкетирование родителей. Целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребёнка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско – родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чём-либо (в оборудовании лаборатории большое участие принимали родители, проведение опытов в домашних условиях). В течение года с родителями было проведено: - Консультация на тему: «Развитие познавательных способностей через опытно – экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром». - Тематическая беседа: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка». - Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию». - Анкетирование. Так же проводилась работа с педагогами нашего детского сада: - Выступление на педсовете на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования». Вывод: «Я хочу знать», «Я хочу уметь», «Мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно – экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Почемучка» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
18 января 2023 в 07:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.