Самбыр-оол Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ №38
Предметно-развивающая среда группыПри разработке развивающей предметно-пространственной среды в группе были максимально учтены требования ФГОС и создана среда для развития индивидуальности каждого ребенка группы, с учетом его возможностей, уровня активности интересов. созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Проектируя развивающую предметно-пространственную среду в группе мы опирались на требования: 1. Содержательно-насыщенная 2. Трансформированная 3. Полифункциональная 4. Вариативная 5. Доступная 6. Доступная (безопасность не только физическая, но и психологическая) Содержательно-насыщенная среда соответствует возрастным особенностям и содержанию программы. В зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, пространство группы постоянно трансформируется. Свободное пространство на полу, разнообразие материалов, игр, игрушек дает возможность сооружать постройки, стимулирует детей на игровую, познавательную и исследовательскую активность детей. Принцип полифункциональности дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды группы: детской мебели, мягких модулей, строительного материала. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и представлено следующими центрами активности детей, которые позволяют детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, объединяться в группы по общим интересам. Социально-коммуникативное развитие Центр ПДД содержит весь необходимый материал для изучения и формирования навыков безопасного поведения детей на улице и дома. Содержит не только наглядно-демонстративный материалы, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций Центр Сюжетно-ролевых игр Имеется необходимый игровой материал, атрибуты для игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Салон красоты», «Школа», «Автосервис». Часть атрибутов помещена в контейнеры; дети переносят игровой материал в удобное для них место. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят. Учтены гендерные особенности детей. Центр «Мы дежурим» Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке. Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату. В этой группе дети видят, кто дежурит, глядя на отличительные карточки на стенде. Познавательное развитие Центр патриотического воспитания способствуют накоплению и расширению представлений детей о стране, крае, городе, в котором они проживают. Главным в центре являются материалы с изображение герба, флага, текста гимна и фотографией президента РФ и также макет главного здания нашей страны – Кремля. Также государственная малой Родины – символика г.Кызыла, Республики Тыва. Альбомы «Мой город», «Наша республика», альбом национальной одежды тувинцев, куклы в национальных костюмах, предметы искусства тувинского народа, предметы быта, художественная литература. Центр «Математики» В центре «Математики» воспитатель обеспечил детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя им возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно со сверстниками. Центр содержит разнообразные развивающие игры «Монгольская игра», «Танграмм» и т.п. Комплекты цифр для магнитной доски, счеты, счетные палочки, наборы геометрических фигур, логико-математические игры, настольно-печатные игры, которые пользуется успехом у них. Центр «Экспериментирования» Центры оснащены: - природным материалам (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т.д.); - утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.); - медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т.д.); - приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, ранообразные сосуды); - прочим материалам (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т.д.); - дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения). Организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов. Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учетом дальнейшего развития. Центр расположен рядом с центром природы.
Центр «Природы» Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, нравственного и умственного воспитания детей. Содержит различные виды комнатных растений, календарь природы, иллюстрации о природе, подделки из природного материала, энциклопедии экологического содержания, муляжи фруктов и овощей, дидактические игры, палочки для рыхления, лейки, опрыскиватель. Центр «Конструирования» Центр содержит достаточное количество строительного материала разных размеров, игрушки для обыгрывания построек, конструкторы разных видов для свободного выбора детей. Все материалы находятся в доступном месте для детей, дети переносят конструкторы в любое удобное место группы, систематически проводится ремонт, обработка материала. Материалы соответствуют требованиям безопасности, надежности их использования. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности Речевое развитие Центр «Развития речи и мелкой моторики» Содержит картинки по лексическим темам. Картотеку упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой. Игры на развития фонематического слуха. Словесно-дидактические игры. Серии сюжетных картинок для составления рассказов, схемы. Шнуровки, пазлы, мозаики, разноцветные волчки. Настольно-печатные игры, лото.
Центр «Книги» Книжный центр расположен в хорошо освещенном месте, группы. Содержание центра соответствует возрастным особенностям детей и теме комплексно-тематического планирования в соответствии с рабочей программой педагогов группы. Книжный центр в этой группе – это не только необходимый элемент развивающей предметно-пространственной среды, но и одно из любимых мест детей. В центре есть разнообразные книги по виду изготовления (обычные из картона, раскладушки, игрушки, с наклейками, магнитными фигурками, волшебной ручкой, музыкальные, говорящие, пазлы, пластмассовые, книги-панорамы). Литература разнообразна по категориям: по содержанию (художественные, научные, энциклопедии, словари) по жанрам (фантастика, стихотворения) и т,д. Особое удовольствие дети получают от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах С.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями. Есть портреты писателей, книги с их произведениями. Происходит постоянное обновление книг, тематические выставки. Знакомство с рассказами М.Б.Келин-Лопсана «Калдарак», стихами детских писателей Чооду Кара-Куске, Екатерины Тановы, Александра Шоюна о семье, детстве дети осознанно знают об уважительном отношении к старшим, особенно родным. Дети выразительно читают стихи, пословицы, поговорки, загадывают загадки, поют песни, обыгрывают тувинские народные сказки. А также с детьми проводиться кружок тувинского языка и речи. Дети активно используют в процессе изучения родного языка книги, которые выставлены: «Состероюну», «Мээног-булем», «Мээнхоорайым», «Номчулга ному». Художественно-эстетическое воспитание Центр «Изобразительного творчества». Центр «Изобразительного творчества» размещена в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Соблюдены возрастные требования и дети чувствуют себя владельцами игрушек, имеют свободный доступ к художественным, творческим материалам. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов и т.д. Для наглядности помещены изделия народно-прикладного искусства. С целью знакомства родителей с творчеством детей воспитатель выставляет детские работы в приемной группы. Центр «Театрализованной деятельности» Этот центр оснащен необходимыми игрушками, атрибутами, сделанными из натуральных материалов. Дети с удовольствием принимают на себя различные роли, что повышает интерес к сказкам, их запоминанию, развивают речь, центр помогает детям раскрыться и улучшает настроения. Содержит различные виды театра: пальчиковый, теневой, настольный, куклы-бибабо, маски для разыгрывания сценок. А также центр обеспечен разнообразными музыкально-дидактическими материалами, которые хранятся в электронных носителях. Центр «Музыкального развития» Воспитатель организовала центр «музыкального развития» способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов. Музыкальная предметная среда в группе ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей и ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников. Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещены аудио-и видеосредства и техническая аппаратура (ноутбук, магнитофон, телевизор). Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия. Все это позволяет детям, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Имеются портреты известных композиторов. Физическое развитие Центр «Физического развития» Оборудование центра находится в свободном доступе детей. Оснащен большим количеством различного оборудования, соответствующего возрастным особенностям, также происходит сменяемость оборудования, что обеспечивает поддержание интереса у детей к спортивным играм и физическим упражнениям. Трансформируемость – оборудование центра, по желанию детей или воспитателей, может быть изменено в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, может быть перенесено в любое место, выбранное для игры. Оборудование центра эстетически привлекательно и безопасно. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
16 января 2023 в 15:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.