Самбыр-оол Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ №38

Консультация «Музейная педагогика»

 Кругозор детей в современном детском саду значительно шире, чем был у их сверстников 15-20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

В 2005 году в Москве решением Центрального окружного управления образования было открыто несколько экспериментальных площадок для изучения эффективности внедрения элементов музейной педагогики в ДОУ. Это решение обусловлено тем, что на территории округа сосредоточенно большое количество музеев и выставочных залов.

Работа проводилась по четырем направлениям:

1. "Путешествия по странам и континентам" - реализация в средней группе. Задача - познакомить детей с глобусом и картой; дать начальное географическое представление о местонахождении, особенностях климата, животном и растительном мире, а также о традициях и обычаях населения некоторых стран. На этом этапе выездные экскурсии не проводятся.

2. "Путешествие в глубь веков" - реализация в старшей группе. Задача - дать начальное представление о времени в истории. В рамках этого направления предлагаются экскурсии в художественные музеи (знакомство с культурой Древнего мира, Средневековья) и в естественнонаучные (например, палеонтологический)

3. "Красная рыбка" - это направление работы ориентировано прежде всего на развитие художественного восприятия детей. Может осуществляться на материале экспозиции любого художественного музея (а также выставки), либо с использованием альбомов репродукций или слайдов.

4. "Музей в детском саду" - включает в себя создание мини-музея в ДОУ, а также приглашение в группу родителей с рассказами о домашних коллекциях.

5341bc93fbe6da233ba9174baee3dd09.jpg

228a92e6a9a5949038aca625dbf826d2.jpg

dd9db47cb1d8bf8521aa131473c89334.jpg

b865026e52a1e69626405f6538944b56.jpg

Работа экспериментальных площадок организованна следующим образом:

1. в средней группе первый этап работы посвящен "путешествиям" детей по странам и континентам. Непосредственно в группе создаются временные экспозиции. В работе с родителями используется форма тематической вечеринки.

2. в старшей группе один раз в месяц по субботам проводятся экскурсии по залам музей изобразительных искусств имени К.И. Чуковского ("Путешествие в глубь веков"). Дети приезжают в сопровождении родителей.

В течении недели экскурсовод в качестве педагога дополнительного образования проводит необходимую предварительную и закрепляющую работу.

Ведутся занятия по познавательному развитию и изобразительной деятельности путем организации экскурсий по близлежащим к детскому саду улицам ("Наша улица музей"), дети знакомятся с художниками иллюстраторами ("Музей в книге"), в ДОУ создается мини-музей народной игрушки, проводятся с детьми экскурсии ("Наш любимый выставочный зал")

Назначение музея - патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы возрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному долгу и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей - тех, кого зовут соотечественниками. Патриотическое воспитание - это еще и воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.

6c622784a213002c616c6dcb09c6958d.jpg

26b1087bce4a429e8d0571f9e56317a7.jpg 

В старшей и подготовительных группах проводится ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации и Республики Тыва. На занятиях, в ходе бесед, во время бесед, во время встреч с ветеранами войны раскрывается идейно-нравственное содержание символов и ритуалов государства.

Патриотическое воспитание дошкольников заключается в изучении произведений художественной литературы: А.Барто "Флажок", "Наши солдаты", "Самолет", З.Александров "Дозор", А Митяев "Почему армия всем родная", С.Баруздин "Шел по улице солдат", стихи победе и др.

В изодеятельности и конструировании "Ракета", "Народ", "Самолеты", "Поздравительная открытка", "Салют", "Военные корабли", "Звезда", "Солдат на посту", "Корабли на рейде", "Вечный огонь"

В музыке М. Старокадомский "Марш победы", Г.Свиридов "Военный марш"

В проведении военных игр: "Полоса препятствий", "Мы моряки", "Пограничники", "Космонавты"...

Досуг и развлечения: инсценирование военных песен, военно-спортивные развлечения, командные эстафеты, слушание песен военных лет.

Викторины: о военных профессиях и родах войск, о героях Великой Отечественной войны, о военных праздниках.

Беседы: О героях Советского Союза; о городах героях; "Что такое героизм", "Как армия охраняет нашу страну в мирное время"

Встречи с участниками Войн Великой Отечественной, Афганской, Чеченской,  изготовление для них подарков, благодарственных писем, праздничные концерты, чаепитие.

К музейной педагогике относятся и краеведческая работа.

Краеведческая работа - это поиская работа с целью сбора экспонатов военного времени:оружие, снаряжение, форма, петлички, знаки различия, медальоны, документы, письма, награды и др.

Экскурсии по памятным местам города, к историческим памятникам, знакомство с главными объектами города.

Конкурсы, выставки: "Как мы в садике живем", "Люблю тебя мой Кызыл" (выставка семейных рисунков, и фотографий), "Моя семья" (работы по аппликации и лепке)


13 января 2023 в 10:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.